Красноярскx
Москва
Абакан
Альметьевск
Ангарск
Арзамас
Армавир
Артем
Архангельск
Астрахань
Ачинск
Балаково
Балашиха
Барнаул
Батайск
Бердск
Березники
Бийск
Благовещенск
Братск
Брянск
Новгород
Видное
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Воронеж
Грозный
Дербент
Дзержинск
Димитровград
Долгопрудный
Домодедово
Евпатория
Ессентуки
Жуковский
Златоуст
Иваново
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Камышин
Каспийск
Кемерово
Керчь
Киров
Кисловодск
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Копейск
Королев
Кострома
Красногорск
Красноярск
Курган
Курск
Кызыл
Липецк
Люберцы
Магнитогорск
Майкоп
Миасс
Михайловск
Мурманск
Муром
Мытищи
Набережные Челны
Назрань
Нальчик
Находка
Невинномысск
Нефтекамск
Нефтеюганск
Нижнекамск
Нижний Тагил
Новокузнецк
Новомосковск
Новороссийск
Новочебоксарск
Новочеркасск
Новошахтинск
Новый Уренгой
Ногинск
Норильск
Ноябрьск
Обнинск
Одинцово
Октябрьский
Омск
Орел
Оренбург
Орехово-Зуево
Орск
Пенза
Первоуральск
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Подольск
Прокопьевск
Псков
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Реутов
Рубцовск
Рыбинск
Салават
Самара
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Севастополь
Северодвинск
Северск
Сергиев Посад
Серпухов
Смоленск
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Сургут
Сызрань
Сыктывкар
Таганрог
Тамбов
Тверь
Тобольск
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень
Улан-Удэ
Ульяновск
Уссурийск
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Хасавюрт
Химки
Чебоксары
Череповец
Черкесск
Чита
Шахты
Щелково
Электросталь
Элиста
Энгельс
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Личный кабинет
Метод «5 почему»: как руководителю найти корень проблемы

Метод «5 почему»: как руководителю найти корень проблемы

Основатель и руководитель детской школы программирования и дизайна CODDY Оксана Селендеева — о том, как решать проблемы и задавать себе и своей команде правильные вопросы во время неудач.
2448

Однажды при подготовке большого мероприятия — хакатона для школьников, в котором должны были участвовать дети и их родители не только из Москвы, но и из других городов России — мы столкнулись с настоящим вызовом. Все шло как по маслу… пока за неделю до события не обнаружилось, что количество участников резко увеличилось, а места, которое мы арендовали, стало недостаточно.

Паника, хаос, десятки звонков подряд: как успеть найти новое помещение, договориться с партнерами и не сорвать весь хакатон? Команда нашла вариант на грани сверхспособностей, все успели, гостям понравилось. Уф, на этом можно выдохнуть? Не совсем.

Через неделю мы столкнулись с последствиями. Сотрудники были настолько вымотаны стрессом из-за ситуации, что допустили несколько заметных ошибок при подготовке следующего события. А все потому, что мы не задали себе важные вопросы вовремя. Так я впервые серьезно задумалась о методе «5 почему». Он помогает понять не только, что произошло, а главное, почему это случилось на самом деле. В этой статье я расскажу, почему этот инструмент стоит внедрить каждому, кто хочет научиться решать проблемы основательно.

Содержание:

Что такое метод «5 почему»

Почему метод работает лучше временных решений

Примеры из жизни

Применение метода на практике

Преодоление ошибок

Что такое метод «5 почему»

Метод «5 почему» — это способ добраться до истинной причины проблемы, повторяя вопрос «Почему?». Его придумали в компании Toyota, и, поверьте, он до сих пор считается золотым стандартом в решении системных проблем.

Уловка в числе пять не случайна, но не абсолютна. Иногда хватает трех вопросов, а иногда до истины придется добираться и через семь «почему». Главное — не останавливаться, пока не дойдете до сути.

Этот метод универсален. В CODDY мы используем его не только для организации мероприятий, но и для улучшения наших курсов. Например, если подростки не выбирают определенную программу обучения, мы спрашиваем себя, почему курс не так популярен. Может, это вопрос тематики? Или подачи информации? Или все дело в том, что мы не показываем практические возможности? Этот процесс помогает находить не поверхностные, а корневые причины.

Почему метод работает лучше временных решений

Чаще всего наши поправки ведут к устранению симптомов проблемы, а не самой проблемы. Такой подход — это все равно что клеить пластырь на глубокую рану.

Метод «5 почему»:

  • Отбрасывает догадки. Постоянное «почему» заставляет копать глубже, вместо того чтобы хвататься за первую попавшуюся гипотезу.

  • Разъясняет сложное. Делит проблему на небольшие части, которые легче осмыслить и решить.

  • Объединяет команду. Коллаборация приносит в процесс разные точки зрения, а значит, и лучшие решения.

Например, диагностика McKinsey показала, что команды, использующие анализ корневых причин, решали до 85% повторяющихся проблем. Для сравнения, те, кто обходился без такого подхода, — всего около 50%.

Примеры из жизни

Пример №1. Кофемашина перестала работать. Допустим, вы руководите небольшим кафе в Туле, и ваша любимая кофемашина вдруг выключилась посреди рабочего дня. Ваша команда, возможно, просто заменит фильтр и продолжит работать дальше. Но метод «5 почему» сразу же покажет более глубокую картину:

  1. Почему машина перестала работать? — Перегрелась.

  2. Почему перегрелась? — Забился фильтр.

  3. Почему фильтр забился? — Не была проведена своевременная чистка.

  4. Почему ее не было? — Нет расписания регулярной диагностики.

  5. Почему нет расписания? — Это еще никогда не практиковалось.

Корень проблемы: отсутствие планового обслуживания оборудования.
Решение: ввести регулярное обслуживание кофемашины с записью в журнал.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Пример №2. Неудачные продажи в соцсетях. Вот еще один сценарий, теперь из области диджитал. Вы запускаете продажи через соцсеть для своего магазина хендмейда в Казани, но они никак не идут.

  1. Почему нет продаж? — Нет привыкания пользователей к бренду.

  2. Почему не привыкают? — Посты почти не видят.

  3. Почему не видят? — Низкая вовлеченность аудитории.

  4. Почему низкая? — Публикации выходят нерегулярно.

  5. Почему нерегулярно? — Нет контент-плана, процесс работы хаотичный.

Корень проблемы: отсутствие плана публикаций и стратегии контента.
Решение: разработать контент-план и регулярный график постов, расширяющих интересы подписчиков.

Применение метода на практике

Вот план внедрения этого метода в вашей компании:

  1. Соберите команду. Включите в нее тех, кто хорошо понимает суть проблемы. Чем больше точек зрения — тем лучше.

  2. Четко сформулируйте проблему. Вместо «система сломалась» напишите, например, «сбой обработки заявок 1 марта». Это экономит время.

  3. Начните спрашивать «почему?». Записывайте ответы. Помните про золотую середину между углублением и отвлечением от ключевого вопроса.

  4. Дойдите до корня. Остановитесь только тогда, когда дальнейшие вопросы не дают новых идей.

  5. Реализуйте решение. Убедитесь, что оно решает не только начальную проблему, но и предотвращает ее повторение.

Преодоление ошибок

Часто встречаются следующие ошибки при использовании метода, избегайте их!

  • Остановиться слишком рано. Если вдруг кажется, что вы уже все выяснили, задайте еще одно «почему». Иногда правда скрывается на уровень глубже.

  • Назначить виноватых. Метод «5 почему» — не инструмент для поиска ответственных, а способ наладить системную работу.

Метод «5 почему» — это простая техника, но ее применение может превратить ваши результаты из «хаоса» в гармонию. Попробуйте! Вам понравится, особенно когда увидите, как начинают решаться проблемы на более глубоком уровне. И помните, что все гениальное — просто. Просто начните спрашивать себя и команду «почему». Ну что, начнем?

Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!