Личный кабинет
Будущее управления бизнес-процессами: прогнозы и тренды 2025–2030

Будущее управления бизнес-процессами: прогнозы и тренды 2025–2030

Ключевые тренды в управлении бизнес-процессами, прогнозы к 2030 году и где учиться управления бизнес-процессами — рассматриваем в статье.

6

По данным Росстата, в первой половине 2025 года в России резко увеличилось количество обанкротившихся компаний. Организаций, которые прекратили деятельность, в 1,5 раза больше, чем предпринимателей, которые только зарегистрировались. Малый и средний бизнес переживает кризис, и в таких условиях правильное, адаптивное управление бизнес-процессами — критический фактор для выживания компаний. В статье разбираемся, какие тренды в менеджменте помогут организациям расти даже в кризис и какой нас ждет будущее управления бизнес-процессами. 

Содержание:

Как меняется управление бизнес-процессами

Ключевые тренды в управлении бизнес-процессами 2025

Будущее роли человека в управлении процессами

Что делать бизнесу уже сейчас

Как меняется управление бизнес-процессами

Традиционный менеджмент строился на двух китах: 

  • Авторитарный или бюрократический стиль управления. 

  • Каскадная методология управления проектами. 

Сильный лидер и регламентированные процессы снижают вероятность ошибок и помогают оптимизировать затраты. Традиционный менеджмент можно сравнить с железнодорожным транспортом. Руководитель долго прокладывает маршрут, а потом сотрудники движутся по накатанным рельсам, не сворачивая с пути. Управление бизнес-процессами в традиционном менеджменте — это способ оптимизировать издержки, повысить эффективность. 

У такого подхода есть много преимуществ, в том числе стабильность бизнеса и умеренный рост. Но условия последних пяти лет пошатнули экономическую стабильность рынка, и в новых реалиях традиционный процессный менеджмент уступает в эффективности более гибким методикам управления бизнес-процессами. 

Причин для этого несколько: 

  • высокая конкуренция;

  • быстрое совершенствование технологий;

  • пандемия и цифровая трансформация бизнеса. 

Рынок стал более подвижным, неустойчивым, но и перспективным. С одной стороны, это дает много новых возможностей. С другой стороны, эти возможности легко упустить, если работать в жестких рамках и не отходить от регламентов. 

Поэтому компании переходят от традиционного управления бизнес-процессами к более гибким методологиям, например, agile, и цифровым моделям. Это помогает быстро адаптироваться к меняющимся условиям и тестировать гипотезы перед принятием окончательного решения. 

Если процессный менеджмент — железнодорожный транспорт, то agile-методологии — автомобиль. Хочешь — едешь по дорогам, нет — прокладываешь новые маршруты по полям. Можешь сворачивать, разгоняться, опережать конкурентов на трассе или тихонько ехать по пригороду, экономя топливо. 

В новых бизнес-реалиях концепция управления организацией как совокупностью процессов (BPM) приобретает особенную значимость — это уже не простой способ оптимизации, а инструмент стратегического роста.

Ключевые тренды в управлении бизнес-процессами 2025

Рассмотрим, какие тенденции в управлении бизнес-процессами прослеживаются уже сейчас и будут действовать в ближайшие пять лет. 

Интеллектуальная автоматизация и ИИ

Стоит отличать роботизацию и внедрение искусственного интеллекта. Там, где процесс роботизации просто действует по заданному алгоритму, искусственный интеллект учится, совершенствуется и во многом сам создает эти алгоритмы работы. И та, и другая технология активно внедряются в бизнес-процессы. Что это дает: 

  • Сокращение рутины и экономия времени — системы автоматически выполняют действия, которые раньше приходилось совершать вручную.

  • Снижение ошибок из-за человеческого фактора.   

  • Ускорение бизнес-процессов — системы выполняют автоматические действия практически мгновенно. 

ИИ используют в большинстве сфер бизнеса. Например: 

Бухгалтерия и финучет

Системы сами формируют и отправляют контрагентам счета, разносят поступления и списания на статьи учета и создают отчеты ПиУ и ДДС

Общение с клиентами

CRM создают клиентскую базу, сегментируют покупателей для маркетинга. ИИ-боты общаются с клиентами, сокращая время работы операторов колл-центров и уменьшая период ожидания ответа

Логистика и снабжение

Модели, основанные на предиктивной аналитике, анализируют исторические данные по спросу, продажам, сезонным тенденциям и на их основе строят планирование закупок

HR и управление персоналом

ИИ-модели анализируют большой объем резюме и оценивают соискателей. Обучающие платформы подстраиваются под интересы и уровень навыков сотрудника, чтобы предложить актуальный контент или курсы

Внедрение agile-подходов

Гибкие методологии управления проектами, например, Канбан или SCRUM, более адаптивны, чем каскадный подход. Agile позволяет вносить коррективы в планы без превышения сроков и ресурсов. Гибкие методологии управления помогают: 

  • Оценивать промежуточные результаты работы.

  • Получать актуальную статистику по эффективности работы сотрудников, временным затратам.

  • Получать регулярную обратную связь от клиента. 
  • Работать в команде и решать проблемы сообща.

  • Менять цели и процессы в ходе работы, в соответствии с потребностями клиента или изменениями на рынке. 

Например, команда разработчиков ПО работают по SCRUM. Получив техническое задание от клиента, команда за двухнедельный спринт подготовила первый инкремент продукта. Заказчик получи работу, протестировал и добавил новые требования. За следующий спринт разработчики сделали второй инкремент и снова отправили работу клиенту, чтобы получить обратную связь. Такой подход помогает делать проекты постепенно, постоянно сверяясь с целями работы и запрашивая обратную связь. Например, если бы команда разработчиков работала в другом стиле управления, вероятно, они бы представили клиенту готовый продукт, получили правки и начали бы работу заново, а это заняло бы гораздо больше времени.

Фокус на клиента

Все бизнес-процессы выстраиваются с оглядкой на клиента: насколько это удобно и как повысит его удовлетворенность. Раньше процессы ориентировались на другие показатели: производительность, финансовую эффективность.

В частности, это хорошо работает с привлечением CRM. Системы сохраняют историю взаимодействий. Это позволяет создавать персонифицированные предложения, увеличивать ценность товара или услуги для клиента. 

Например, сервис отслеживает поведение клиентов в интернет-магазине, а автоматические рассылки содержат персонифицированную рекламу. Так если посетитель смотрел товары, но не положил их в корзину, в рассылке придет подборка с похожими предложениями.

Data-driven подход

Принятие всех решений основывается на аналитике актуальных данных и big data. Для этого компании автоматизируют сбор информации и расчет показателей. 

Например, раньше руководитель смотрел на бухгалтерские отчеты, которые отражают результаты прошедшего периода, и видел только результаты за месяц. Теперь он ведет финучет и смотрит за текущими финансовыми показателями в режиме реального времени. Если упадут продажи, увеличатся издержки или появится кассовый разрыв, он узнает об этом сразу и оперативно примет нужное решение, чтобы предотвратить проблему.

Будущее роли человека в управлении процессами

Значимость сотрудника в компании растет: если раньше подчиненные в глазах начальства были взаимозаменяемыми, как винтики в отлаженном механизме, то теперь каждый — это важный актив бизнеса и член команды, который имеет уникальные компетенции и роль. 

Какими навыками должен обладать сотрудник: 

  • Инициативность, умение принимать решения и брать на себя ответственность.

  • Работа с цифровыми инструментами.

  • Командное и кросс-функциональное взаимодействие.   

  • Аналитические навыки.

  • Адаптивность к меняющимся условиям. 

Приглашаем на курс «Автоматизация бизнес-процессов»
Как оптимизировать бизнес-процессы: описать и провести анализ, найти пути их улучшения, внедрить автоматизацию? Программа Русской Школы Управления разработана специально для тех, кто хочет разобраться в процессном подходе к управлению. Вы познакомитесь с основными, вспомогательными и управленческими процессами, лучшими практиками процессного подхода и особенностями проектов по автоматизации.

Корпоративная культура в компаниях перестраивается от жесткой иерархии и бюрократии к открытости, гибкости, взаимодействию и прозрачности бизнес-процессов. Если раньше сотрудники единожды приобретали компетенции и годами работали по одним регламентам, то теперь они должны постоянно учиться, приобретать новые навыки и расти. Помимо профессионального развития кадрового резерва, это позволяет всему бизнесу быть адаптивным, новаторским и проводить процессы цифровой трансформации и устойчивого развития. 

Что делать бизнесу уже сейчас

В период кризиса для многих отраслей бизнеса важно найти слабые места и точки роста для развития управления процессами. Глубокая аналитика, моделирование и оптимизация бизнес-процессов помогут не только удержаться на плаву, но и шагнуть вперед. Но чтобы выбрать правильное направление развития, нужно освоить инструменты управления бизнес-процессами. 

На курсе РШУ «Управление бизнес-процессами» вы на практике научитесь использовать самые эффективные техники анализа и планирования, в частности:  

  • методологию бережливого производства; 

  • диаграмму Исикава; 

  • концепцию DMAIC; 

  • циклы улучшения качества PDCA и 8D.

70% обучения на курсе — практика и решение реальных кейсов, поэтому вы получите не только знания, но и отработанный навык применения этих методик. 

Инвестиции в обучение персонала быстро окупаются и приносят не только стабильную прибыль, но и предсказуемость бизнес-процессов, креативные идеи и инновационные решения, лояльность сотрудников и повышение рентабельности бизнеса. 

Уже сейчас вы можете начать строительство корпоративной культуры, которая основана на постоянном улучшении бизнес-процессов, гибкости и постепенных изменениях. И компетентные сотрудники — один из первых шагов на пути к стабильному развитию бизнеса.


Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!